Web in Learning!

Веб-технологии и веб-сервисы в обучении. Обучение «в облаке»

Пять трендов доставки обучения 2011

Портал Smart education опубликовал перевод статьи Caroline Avey, которая была размещена на сайте Chief Learning Officer под названием Five Trends in Learning Delivery in 2011, в переводе - Пять трендов доставки обучения 2011:

В этом году руководителям обучения предоставляется возможность выстроить стратегию обучения в контексте постоянно развивающейся и меняющейся бизнес-среды. Сегодня задачи, которые стоят перед ними, сложнее чем когда бы то ни было. От них ждут, что они не просто ясно продемонстрируют ценность стратегии обучения и ее релевантность бизнесу в глобальном рассмотрении, но и способны будут прямо связать учебные программы с целями своих организаций, несмотря на все ограничения, связанные со временем, объемом бюджета и наличием нужных талантов. Экстраординарные времена требуют от директоров по обучению экстраординарных умений.

Они вынуждены находить баланс между потребностью в знаниях и информации и изменчивостью, свойственной контенту и педагогическому дизайну, снижением качества контента, технологиями, которые порождают нестабильность; требованиями к компетентности персонала и тем, что персонал все больше рассредоточивается географически и все менее охотно проходит формальное обучение.

Прошлый год стал временем появления новых технологий, которые облегчают доступ к информации, но при этом размывают границы между учебным контентом, обучающимися и экспертными знаниями. Организации ударились в эксперименты с мобильными и планшетными устройствами, 3-D средами и средами для совместной работы, вики-проектами, микроблогами, подкастами – все это стало применяться в качестве учебных инструментов. Так что же ждет нас за горизонтом в 2011? Попробуем разобраться в этом.

Релевантность обучения

Простота доступа к обучающимся ценится все выше, а менеджеры требуют, чтобы обучение было настолько релевантным работе, насколько это вообще возможно. Это означает, что усиливается потребность в высокой релевантности опыта; в том, чтобы изученный контент немедленно превращался в профессиональную компетентность; и в обеспечении целостного учебного опыта, который моделировал бы требования и условия труда – например, способность реализовывать множество умений и принимать решения в ходе учебного упражнения. Способность обучения соответствовать реальной жизни в индустрии называют “fidelity” – то есть точностью передачи и воспроизведения. Мы уже могли пронаблюдать рост популярности учебных игр, симуляций с эффектом погружения, и применение иных технологий для моделирования бизнеса. Примером применения учебных игр могут служить группы инженеров, которые играют в онлайн-игру, чтобы разработать наилучшее решение, или группа специалистов по продажам, которые играют в игру – конференцию по продажам, чтобы опробовать свои способности собирать информацию о перспективных клиентах, с целью сделать им торговое предложение. Большинство организаций имеют в своем распоряжении специальные курсы в поддержку ключевых компетенций и ролей, но некоторые из них вдобавок пытаются найти и такие формы учебной активности, которые стимулировали бы межфункциональные группы обучающихся работать совместно и таким образом достигать лучших бизнес-результатов. «Точность передачи и воспроизведения» - важнейший элемент обучения. Например, онлайн-обучение может происходить на точной копии сайта фирмы, или же - в тренинге применения технологий - изображения инструментов могут динамически отображаться на экране.

Бизнес-моделирование – еще один инструмент, который может обеспечить учебный опыт с высокой точностью передачи и воспроизведения. В отличие от разветвленных решений, когда учащийся может выбирать из заданного числа возможностей и таким образом продвигаться в обучении, снова и снова выбирая из конечного числа опций, бизнес-моделирование позволяет учащимся принимать множество дискретных решений. Механизм моделирования обеспечивает каждому из учащихся уникальную обратную связь, и показывает им как целое разнообразие решений, так и взаимосвязи между ними. Рассмотрим для примера финансовое обучение для менеджеров филиалов. Обучающийся должен как-то отреагировать на потерю основного клиента, рассмотрев все аспекты бизнеса и приняв решение о том, на что в продажах следует обратить больше внимания, на что – меньше, а что оставить без изменений. Также решения приходится принимать относительно управления материально-техническими ресурсами, морального духа сотрудников и так далее. А затем модель отображает эффект всех принятых решений.

Обучение в режиме информационного киоска

В индустриях розничной торговли и оказания услуг потребителям компании начинают использовать в качестве инструментов для обучения такие устройства, как iPad и iPod Touch. Во многих организациях есть группы сотрудников, которым компьютеры либо вообще не доступны, либо они работают на компьютерах с ограниченными возможностями отображения мультимедиа в обучении – например, на рабочих станциях в колл-центрах или на кассовых терминалах. А с помощью iPad сразу несколько обучающихся могут пользоваться одним устройством, так что в отдаленных местностях эти устройства стали для них «цифровыми учебными киосками». Кроме того, при этом в систему может входить несколько пользователей, так что за обучением каждого из них можно следить с помощью приложений для дистанционного обучения.

Такие учебные киоски делают обучение на рабочем месте более доступным. Для обучения людям не нужно никуда ехать, а проходить его можно в любое удобное время. Ключевое преимущество идеи учебных киосков состоит в том, что обучение предоставляется по конкретной необходимости и включает не только традиционные курсы, но и поддержку в ходе работы. Примеры использования учебных киосков в торговле разнообразны - от обучения навыкам по обслуживанию клиентов на международных авиалиниях, до обучения по новым продуктам в магазинах розничной торговли, причем учебные материалы постоянно обновляются свежими данными.

Краудсорсинг

Инструменты и платформы Web 2.0 обеспечивают среду для совместной работы обучающихся и работников интеллектуального труда. Хотя простые решения – например, электронная почта, мессенджеры, web-конференции и расширенный доступ к файлам – все еще остаются самыми популярными инструментами, все же пользователи все с большей выдумкой комбинируют возможности разных инструментов для своих конкретных нужд. В корпоративный мир входит Skype, предоставляя учащимся возможность контактировать с преподавателями и предметными экспертами. Кроме того, налицо тенденция встраивать вики и блоги в учебные программы, а мгновенные мессенджеры – в совместную работу, в попытках улучшить эффективность электронного обучения. Чтобы создать хорошую среду для совместной работы, организации вкладывают средства во внешние инструменты наподобие NewsGator и Q2 Learning, а «легкие» инструменты вроде Ning или Moodle популярны для ведения блогов и дискуссий. Инструментами для совместной работы занимается Google, a Google Apps применяются в образовании и корпоративном секторе для создания и редактирования документов в реальном времени, совместного контроля над ними и бесшовной совместимости.

Примеры использования краудсорсинга в качестве стратегии обучения включают сбор лучших практик в процессе планирования обучения военных, или сбор данных о достижениях учащихся в техническом обучении SharePoint в одной из топливных компаний.

Глубинный анализ данных

Микрообучение и пользовательский контент в блогах, вики-проектах, видео-серверах по типу YouTube – все это стало причиной информационной перегрузки обучающихся. Конечно, возможность доступа к тысячам источников знаний нравится учащимся, но если результаты поиска оказываются нерелевантными, они быстро теряют интерес и решимость пользоваться этими источниками. Необходимо, чтобы заходя на сайты, учащиеся получали именно то и только то, что им нужно. Прежде всего системам знаний необходим хороший механизм поиска и тэгирования, чтобы должным образом обрабатывать поисковые запросы. А кроме того, людей необходимо научить пользоваться системой - либо, что еще лучше, она должна быть интуитивно понятной, направлять пользователя и запоминать его предпочтения. Интеллектуальные системы могут осуществлять поиск по релевантным словам, как, например, это делает поисковая система Google; они анализируют свойства поискового паттерна учащегося, и на этом основании выдают рекомендации. Контролирует ли директор по обучению систему управления знаниями или нет, важно, чтобы эти системы облегчали учащимся доступ к информации.

LMS и неформальное обучение

Обучение – это и подготовка посредством формального обучения, и профессионализм в производительности, и неформальное обучение, и социальные сети. Традиционные системы управления обучением, содержащие каталог учебных курсов, могут при этом не удовлетворять потребность учащихся в доступе к конкретным учебным объектам, источникам знаний и средам для совместной работы. Поэтому многие производители систем дистанционного обучения добавляют к своим продуктам вики, блоги и сообщества по интересам.

Такие дополненные LMS, с открытым портальным интерфейсом, который не только содержит ссылки на традиционные курсы, но и предоставляет доступ к источникам неформального обучения – вики и блогам – вызывают значительный интерес. Порталы такого типа являются более чуткими к потребностям учащихся – они легко могут просматривать темы или, например, пройти оценивание, выявить пробел в знаниях и тут же получить нужные для его ликвидации ссылки, как на формальные курсы, так и на контент неформального обучения.

Так что же ждет нас в будущем?

Технологии все так же будут выталкивать нас из привычной зоны комфорта. Это и 3-D мобильные устройства, и облачные вычисления, обеспечивающие доступ к программному обеспечению, и голографические изображения, повышающие «точность передачи» обучения, и личные LMS-сайты пользователей, на которых они будут получать профессиональный и академический опыт, и усовершенствованные решения «расширенной реальности», широкополосный доступ к которым будет доступен с самых разнообразных устройств.

А как же насчет традиционных инструкторских курсов? Конечно, они никуда не исчезнут, но организации станут каждый раз задумываться, стоит ли останавливать свой выбор на привычном очном групповом обучении. Учебный опыт значительно обогатится, моделируя реальные рабочие условия, чтобы обеспечить быстрый перенос обучения. Компаниям понадобятся инструменты и шаблоны для быстрого создания инструкторских учебных курсов.