Web in Learning!

Веб-технологии и веб-сервисы в обучении. Обучение «в облаке»

Пирамида Маслоу 3.0

Классическая пирамида Маслоу - иерархическая система потребностей человека, составленная американским психологом А. Маслоу, - включает 5 уровней потребностей: от физиологических до духовных. Более подробная классификация выделяет 7 основных уровней (приоритетов) потребностей человека. В упрощенном понимании, по мере удовлетворения низших потребностей, все более актуальными становятся потребности более высокого уровня.

В марте 2010 года французские блоггеры опубликовали сообщение "Новая пирамида Маслоу Web 2.0", в котором они сделали попытку по-новому проиллюстрировать более раннюю версию этой идеи из блога MEDIAPEDIA. Данная пирамида описывает иерархию потребностей человека - Интернет-пользователя к середине 2006 года:


Французы представили "новую пирамиду Маслоу 2.0", которая описывает иерархию потребностей пользователя Интернет на начало 2010 года:

Иерархия потребностей человека в  "пирамиде Маслоу 2.0" по версии 2010 года следующая:
  • уровень 1 -  выживаемость (потребности: поиск информации и почта);
  • уровень 2 -  защищенность (потребность: защита информации);
  • уровень 3 - социализация (форумы, социальные сети);
  • уровень 4 -  оценивание (блоги, личные странички);
  • уровень 5 - самореализация (совместная работа).
На каждом уровне пирамиды показаны актуальные средства реализации соответствующих потребностей. Сама пирамида 2.0 - это классическая пирамида Маслоу применительно к Интернет в соответствии с 5 классическими уровнями потребностей, которые выделил сам Маслоу:
  1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д.
  2. Экзистенциальные: безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.
  3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность.
  4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.
  5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.
Любопытно проследить, эволюцию этой аналогии, сопоставив две предыдущие версии "пирамиды Маслоу для Веб" с еще одной ее версией (май 2010):


К примеру, показательно появление на первом (низшем) уровне пирамиды математических сервисов WolframAlpha, а на последнем (высшем) - Google Docs. Признаюсь, такой порядок приоритетов меня несколько удивил. Возможно, что это французский порядок приоритетов.