Web in Learning!

Веб-технологии и веб-сервисы в обучении. Обучение «в облаке»

"Модернизация экономики невозможна без модернизации системы образования"

Мысль правильная. Но фраза в заголовке принадлежит не мне. С неё начинается заметка "О модернизации образования" в блоге "На пути к обществу знаний". Автор - Валерий Цепкало, директор белорусского Парка высоких технологий.

Статья содержит рассуждения, конструктивные предложения и выводы, касающиеся современного образования и его роли в развитии экономики.

Впрочем, вы сами прямо сейчас сможете сделать свои выводы, когда прочитаете полный текст статьи. Его я полностью, без каких-либо изменений, привожу далее.

Надо сказать, что оригинальная статья содержит комментарии. Вы тоже можете высказать свое мнение в комментариях к этой публикации.

Валерий Цепкало

О модернизации образования

Модернизация экономики невозможна без модернизации системы образования.

Совершенно очевидно, что развитие экономики обеспечивают, прежде всего, инженерно-технические и естественно-научные специальности. Юристы, финансисты, бухгалтера, филологи, социологи, политологи, культурологи свой вклад в повышение национальной конкурентоспособности экономики не вносят.
Именно поэтому, при сравнительной оценке различных стран их инновационного потенциала и расчета индекса конкурентоспособности в качестве основного используется такой показатель, как число студентов и аспирантов инженерных и естественнонаучных специальностей на тысячу жителей.

В Финляндии, занимающей в международных рейтингах по индексу «инновационности» первое место, ежегодно на 1000 человек населения выпускается 17,4 инженеров, в Швеции – 17, в Сингапуре – 16,8. В Республике Беларусь на 1000 человек населения выпускается лишь 7 инженеров.
Соответственно этому и соотношение гуманитарных и технических специальностей в университетах. В настоящий момент пропорция между гуманитарными специальностями и техническими в Республике Беларусь сложилась в соотношении 70 на 30, в то время как в динамично развивающихся государствах мира пропорция обратная – 30 процентов ”гуманитариев“ на 70 процентов ”технарей“.

Если ситуацию в ближайшее время не изменить принципиально, то отставание Беларуси от наиболее успешных стран мира будет увеличиваться.
Что уж и говорить, если даже президент США Обама запустил ряд программ поддержки инженерно-технического и математического образования, которые включают серьезные финансовые инструменты (налоговые скидки, гранты и пр.). По его словам, это необходимо для того, ”чтобы Америка вернула себе лидирующие позиции в мире как высокотехнологическая и инновационная нация“.
Беларусь тем более нуждается в комплексе мер по поддержке математического и инженерно-технического образования. Исходя из задачи перехода нашей страны на инновационный путь развития, предлагается:

1. Увеличить количество студентов и аспирантов инженерных специальностей за счет сокращения мест на гуманитарные специальности. Республике Беларусь сделать это проще, чем многим странам Западной Европы и Америки, где университеты – независимы от государства. Там государство не может административно установить набор на определенные специальности, как и не может указывать, в каких пропорциях должны готовиться кадры.
Поэтому они прибегают к другим мерам. В развитых странах существуют целый набор стимулов для инженерно-технических, математических и биологических специальностей. Так, например, в Швеции, Финляндии и Норвегии инженерное образование практически бесплатное; в то же время за медицинское и юридическое образование надо платить серьезные деньги.

2. Создать стимулы для молодых людей выбирать инженерные специальности.
Студентам технических и естественнонаучных специальностей необходимо предоставить возможность участия в проведении исследований и разработок, выделив для них самые современные и технологически оснащенные учебные корпуса. Этим студентам в первую очередь необходимо предоставлять и общежития для проживания.

Действительно. Студентам юристам, или психологам, или социологам для учебного процесса достаточно ручки и конспекта. Инженеру нужно несколько больше – по крайней мере, компьютер (для многих специальностей – это основное средство производства).

3. Следует развернуть агитацию в СМИ среди молодежи и родителей с целью стимулировать их к выбору естественнонаучных специальностей. Социальным образцом среди белорусской молодежи должен стать не чиновник-налоговик и не сотрудник контролирующих органов, а инженер-изобретатель, инновационный предпринимателей. Именно они должны выставляться в качестве образца для подражания молодежи.

< В России, кстати, социальный образец выставляется в виде олигарха-бизнесмена, ловко завладевшего государственным имуществом и бессмысленно его растрачивающего, либо в образе чиновника, имеющего возможность ”распиливать“ бюджет. >

Да и про мировой опыт надо больше говорить. Microsoft, Oracle, Dell, Google, Facebook и т.д и т.п. были созданы студентами технических вузов, а не юристами, экономистами или политологами. И тем более, не чиновниками. Социальные симпатии должны быть на стороне тех, кто создает бизнес, зарабатывает деньги и дает рабочие места другим, а не на стороне тех, кто эти деньги тратит.

4. Существенно повысить уровень оплаты труда преподавателям математических и технических дисциплин, снизить для них педагогическую нагрузку, оставив больше времени на практические исследования и разработки.

В настоящий момент педагогическая нагрузка в белорусских вузах составляет 700-800 часов, что не оставляет преподавателям времени на занятия научной и практической деятельности. В ведущих университетах мира, в том числе Стэнфорде, откуда началась Силиконовая Долина, педагогическая нагрузка составляет 200-250 часов. Зато у преподавателей есть время заниматься научными исследованиями по заказу ”хай-тек“ компаний, вовлекая в этот процесс студенчество.
На сегодня средний возраст преподавателей кафедр технических специальностей приближается к 60 годам.
Молодежь не хочет работать преподавателями в связи с низкой оплатой труда, а в педагогический университет набирают сегодня фактически всех желающих. В успешно модернизирующихся странах, например, Китае, для того, чтобы получить должность преподавателя ИТ, вам надо выдержать серьезный конкурс.

У нас же из года в год педуниверситеты не добирают студентов на математический и физический факультеты. Если не предпринимать решительных мер, то скоро некому будет готовить специалистов в вузах и учить естественным наукам в школе.

Тогда перспективой для Беларуси будет место в международном разделении труда в качестве страны с дешевой и неквалифицированной рабочей силой с низкими экологическими и социальными стандартами.

5. Включить в университетские советы по формированию учебных программ представителей реального сектора экономики. В динамично развивающих государствах мира, таких как Японии, Корея, Сингапур, КНР почти половина образовательных программ 3-5 курса формируется непосредственно компаниями - заказчиками.

Это позволит выстроить прямую связь между предпринимателем, преподавателем и студентом и создаст систему, которая будет производить кадры, способные воспринимать новое знание и его внедрять, а также ликвидировать разрыв между теорией и практикой в учебном процессе вузов.

< Процентное соотношение между аудиторной и практической нагрузкой на студентов в Беларуси сегодня составляет 80 к 20, в то время как в развитых странах мира – 50 на 50. >

Миссия современного университета – образование через научные исследования и практическую деятельность. Иными словами, студенты должны не просто получать готовые знания, а участвовать в создании новых знаний и применять их на практике.

Необходимо также стимулировать деятельность университетов, как инкубаторов малого инновационного бизнеса, предоставив им право распоряжаться объектами интеллектуальной собственности, созданными в рамках проектов, финансируемых из бюджета. Перспектива создания собственного инновационного бизнеса будет важным стимулом для преподавателей и студентов.

6. Вернуть школы с углубленным изучением математики, физики и других предметов. Предлагается также увеличить количество часов математики и физики в школах. Крайне полезным представляется и увеличение уроков английского языка, причем как в школах, так и в технических вузах.

Все меры поддержки технического и естественнонаучного образования, по большому счету, выгодны и представителям гуманитарных профессий. Ведь успешное развитие экономики страны позволит и юристам, и экономистам и др. гуманитариям получать более достойное вознаграждение за свой труд. Так как достойный уровень жизни в стране могут обеспечивать лишь те, кто своим трудом реально создает национальное богатство страны.

Источник tsepkalo.livejournal.com