Web in Learning!

Веб-технологии и веб-сервисы в обучении. Обучение «в облаке»

Образовательные супердержавы: рейтинг национальных систем образования 2012

Новый список самых успешных систем образования в мире составила британская компания Pearson. Его возглавили Финляндия, Южная Корея и Гонконг. Великобритания оказалась на шестом месте, Россия - на 20-м. Украина в ТОП-20 не попала.

Страны с самым высоким уровнем школьного образования - ТОП-20 по версии Pearson (2012):

1. Финляндия
2. Южная Корея
3. Гонконг
4. Япония
5. Сингапур
6. Великобритания
7. Нидерланды
8. Новая Зеландия
9. Швейцария
10. Канада
11. Ирландия
12. Дания
13. Австралия
14. Польша
15. Германия
16. Бельгия
17. США
18. Венгрия
19. Словакия
20. Россия

Этот рейтинг составлен по результатам международного теста по выпускным баллам школьников за 2006-2010 годы, а также по статистическим данным самих государств (в частности, по количеству поступающих в университеты).

Сравнение стран выполнено на основании тестов на грамотность, а также международных экзаменов по математике и естествознанию, которые проводятся раз в три-четыре года. Таким образом, рейтинг Pearson дает реальную картину, но запаздывает на несколько лет.

После Финляндии и Южной Кореи в списке Pearson идут Гонконг, Япония, Сингапур. За ними в группу из пяти стран с показателями "выше среднего" входят Великобритания, Голландия, Новая Зеландия, Канада и Ирландия. Группу "середнячков" образуют США, Германия и Франция. В конце рейтинга - Мексика, Бразилия и Индонезия.

Составители списка Pearson считают, что выше в рейтинге оказались те страны, где статус учителя высок и существует развитая образовательная культура. Так, Финляндия и Южная Корея отличаются друг от друга, но обе страны характеризует вера людей в важность образования и его высокую моральную ценность.

Авторы рейтинга также обращают внимание на уровень преподавателей: лучшие ученики - это те, кого учат лучшие учителя. И дело не только в оплате труда, хотя фактор денег учтен в исследовании. Большую роль играет общественный статус и уважение к профессии.

Прямой связи между более высоким заработком учителя относительно среднего по стране и оценками школьников рейтинг не выявил. Но на экономических показателях стран успехи их школьников отражаются напрямую.

Принципы работы школ, так же как и возможность семьи выбирать школу для ребенка, как оказалось, напрямую не связаны с уровнем обучения. Большинство стран из верхней части рейтинга имеют развитую школьную автономию. Среди них Китай, Голландия, Британия и Гонконг. Однако, школы Финляндии не имеют большой самостоятельности, хотя эта страна и заняла первое место в рейтинге.

Цель исследования Pearson - создать банк информации о лучших достижениях в сфере образования. Изучив страны, где модель обучения оказалась наиболее успешной, авторы рейтинга пришли к выводу, что деньги, выделяемые на образование, важны, но еще важнее культура, способствующая желанию и возможности учиться. Отношение общества к учебе играет в системе образования еще большую роль. Высокие показатели азиатских стран отражают высокую ценность, которую знания имеют в глазах родителей. Этот фактор продолжает играть роль, когда семьи переезжают в другую страну, сообщается в отчете.

В рейтинге Pearson Великобритания расположена выше, чем показывают, например, тесты Pisa, которые проводит европейская Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Данные тестов Pisa учитывались при составлении списка Pearson.

Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment, PISA) - тест, оценивающий грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике.

Эти экзамены проводятся каждые три года Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Тестирование проходят 15-летние школьники. Оцениваются навыки в области чтения, счета и знания научных предметов. Результаты тестов PISA дают представление о грамотности чтения, математической грамотности, эрудиции по научным дисциплинам.

Китайские учащиеся на экзамене PISA имеют самые высокие оценки. Результаты тестов PISA показывают, что система образования Китая дает лучшие результаты, чем традиционные западные системы.

Китайское общество уделяет огромное внимание проблеме образования, поскольку в Китае образование традиционно считается верным способом сделать карьеру. Китайские школьники проявляют особое прилежание и старание. Высокая мотивация к учению свойственна детям из всех социальных групп и классов.

В 2000 году в тестировании PISA участвовало 265 тысяч учеников из 32 стран.
В 2009 году в исследовании принимало участие уже 65 стран.
В 2012 году в экзаменах примет участие 500 тысяч учеников из более чем 70 стран.

Первые места по результатам тестов PISA:
  • 2000: Финляндия, Япония, Южная Корея 
  • 2003: Финляндия, Гонконг, Финляндия 
  • 2006: Южная Корея, Тайвань, Финляндия 
  • 2009: Китай (Шанхай) по всем категориям 
Иногда результаты экзаменов PISA являются неприятной неожиданностью для министров просвещения в разных странах мира. Например, в 2009 году Германия выяснила, что ее система образования дает весьма средние результаты.

Заслуга программы PISA в том, что она ставит ее участников в равные условия.
В 2012 году должен состоятся новый экзамен по программе PISA. Результаты будут опубликованы в конце 2013 года. Эксперты считают, что призовые места займут Бразилия, Турция и Польша. Возможно, Вам будет интересно узнать, какие задания на экзаменах PISA (PDF).

P. S.

Основные подробности, которые касаются затрат на образование в разных странах (Education Input Indicators), сведения о результативности национальных систем образования (Education Output Indicators), а также важные показатели социально-экономического развития различных стран можно посмотреть на сайте Pearson.