Web in Learning!

Веб-технологии и веб-сервисы в обучении. Обучение «в облаке»

Апробация электронных учебников в школах России

Эксперимент по замене обычных учебников на электронные завершается в российских школах. Отмечаются как плюсы: небольшой вес устройства, заменяющего десяток обычных книг, и рост интереса учеников к учебе, так и минусы: устройства дорогие, легко ломаются, обслуживать в школах их некому, нет полноценных электронных учебников.

Электронная энциклопедия Википедия победила Британскую энциклопедиюкоторая печаталась 244 года подряд.  Электронные учебники по всему миру стремительно вытесняют традиционные бумажные учебники. Закономерно, что они наконец-то приходят и в школу.

Апробация электронных учебников проводится в рамках проекта "Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, а также систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning)".

В эксперименте участвуют производители электронных устройств, крупнейшие российские издательства, выпускающие учебники, а также министерство образования РФ и Федеральный институт развития образования.

Эксперимент рассчитан до конца этого учебного года. Проводится в шестых классах отдельных школ. Апробируются 4 альтернативных устройства: три электронные книги и один школьный ноутбук. Эксперимент призван установить, какими должны быть электронные школьные учебники, каким функционалом они должны обладать, с какими устройствами они должны быть совместимы.

Одно из таких устройств - прибор производства компании Plastic Logic. Стоимость одного экземпляра этого устройства составляет около 12000 российских рублей:



В ходе эксперимента уже отмечаются отдельные позитивные моменты, как-то: устройство для чтения электронных учебников имеет размер с лист бумаги и весит 0,5 кг, а заменяет 10 килограммов учебников; читать электронную книгу школьникам нравится; отмечается использование технологии "электронные чернила", от которой не портится зрение.

Называются и минусы. Так, настоящих электронных учебников, позволяющих совместить видео-, аудиоматериалы, тексты, таблицы, справочники, изображения и так далее, в России пока не существует. Вместо них используются электронные версии обычных, бумажных книг.

Одни школы используют цветные электронные книги, но качество цветопередачи недостаточное. Другие - получили черно-белые книги, по которым географию или биологию изучать трудно. Часть электронных книг позволяет делать заметки. Другие не имеют этой функции, зато в них есть возможность слушать музыку и аудиокниги. Не все нужные учебники представлены в электронном виде. Отсутствуют справочники по предметам.

Экспериментальная партия электронных учебников закуплена на государственные средства. Участникам эксперимента они выдаются по договору безвозмездного пользования, где предусмотрена ответственность за утрату или порчу устройства.

По окончании эксперимента устройства останутся в школах, но использование содержащихся них учебников станет незаконным, поскольку издательства-участники эксперимента дали право пользоваться электронными учебниками всего на один год.

Функцию wi-fi и доступ в Интернет в электронных учебниках учителя считают избыточной, отвлекающей. Это - один из аргументов против планшетных компьютеров.

Начиная эксперимент, забыли, что сложная техника требует обслуживания, а соответствующая единица штатным расписанием школ не предусмотрена.

Цена одного устройства для чтения электронных учебников сопоставима с ценой полного комплекта бумажных школьных учебников за три-четыре года. Электронные устройства устаревают за один год.

При массовом использовании электронных учебников может встать проблема их воровства или намеренной порчи. Бумажный учебник с одной вырванной или разрисованной страницей пригоден для дальнейшего использования. Восстановить поврежденную электронную книгу намного сложнее.

Напомню, что аналогичный эксперимент в Украине проводился годом ранее: с 1 января по 11 мая 2011 года проводилось экспериментальное испытание устройства для чтения электронных книг в школах Ивано-Франковской, Донецкой, Николаевской, Полтавской и Киевской областей Украины. Участие в эксперименте приняли 86 учителей и 207 учеников 7-го, 8-го и 9-го классов. В настоящее время для украинских школьников готовят единый электронный учебник.

Планируется также, что электронные учебники введут во всех школах Эстонии.

По материалам: http://www.rg.ruhttp://t-human.com