Web in Learning!

Веб-технологии и веб-сервисы в обучении. Обучение «в облаке»

Массовые открытые онлайн-курсы (MOOC) все еще актуальны

2013 год стал годом «раскручивания» для MOOC (массовых открытых онлайн-курсов). Однако, несмотря на огромное их количество и надежды на них возлагаемые, первые результаты оказались несколько разочаровывающими.

Тем не менее, в своем выступлении на TED, Анант Агарвал (Anant Agarwal, professor of computer science at MIT) обосновывает их актуальность - как способ широкого распространения обучения высокого уровня в дополнение (пусть даже и не на смену) традиционным аудиториям. Агарвал делится своим видением смешанного обучения, в котором преподаватели создают наиболее совершенную экспериментальную модель обучения для студентов 21 века.

Настоятельно рекомендую Вам просмотреть это видео от начала до конца или внимательно прочитать перевод текста выступления. Уверен,все, кто интересуется вопросами смешанного обучения (blended learning) не пожалеют о потраченном времени!


Текст выступления

Я бы хотел переосмыслить понятие образования. Прошлый год стал свидетелем изобретения новой аббревиатуры из 4-х букв. Она начинается с М. MOOC: широкодоступные онлайн курсы. Многие организации сейчас предлагают такие онлайн курсы миллионам студентов по всему миру бесплатно. Любой, имеющий выход в интернет и желание учиться, может получить доступ к этим замечательным курсам первоклассных университетов и получить сертификат по их окончании.


В сегодняшней дискуссии я бы хотел уделить внимание иному аспекту MOOC. Мы берём то, что мы изучаем, технологии, которые мы развиваем в целом, и применяем их в малом для создания смешанной модели обучения, чтобы действительно заново открыть и переосмыслить то, что мы делаем в аудитории. Теперь нашим аудиториям не помешало бы измениться.

Итак, аудитория в небольшом учебном заведении на северо-востоке Америки, под названием MIT. А такой была аудитория 50 или 60 лет назад, а это - нынешняя аудитория. Что изменилось? Цветные сиденья. Тусовка. Образование же, фактически, не изменилось за последние 500 лет. Последним большим новшеством в образовании были книгопечатный станок и учебники. Всё остальное изменилось вокруг нас. Всё кругом: от здравоохранения до транспортных перевозок - буквально всё стало другим, но образование не изменилось.

Также, существовала проблема доступности. То, что вы видите здесь - не рок концерт. И человек, которого вы видите на сцене - не Мадонна. Это - учебная аудитория в Университете Обафеми Аволво в Нигерии. Мы все уже слышали о дистанционном образовании, и студенты, те, что сзади, в 50 метрах от преподавателя, занимаются очень даже дистанционным образованием.

Я действительно верю в то, что мы можем изменить образование и в качестве, и в уровне, и в доступности с помощью технологий. Например, в edX мы пытаемся изменить обучение с помощью онлайн технологий. Традиционное образование закостенело за эти 500 лет, трудно помышлять о его модернизации или перекраивании. Мы должны переосмыслить его. Это как переход от телеги к самолёту. Должна быть изменена сама инфраструктура. Должно измениться всё. Мы должны перейти от лекций на классной доске к онлайн упражнениям и онлайн видео. Мы должны перейти к интерактивным виртуальным лабораториям и игровым подходам в образовании. Мы должны полностью переключиться на онлайновую оценку работ, а также на равноправный диалог в духе дискуссионных клубов. Всё должно измениться.

В edX и некоторых других компаниях мы применяем эти технологии в MOOC, чтобы сделать образование ещё более доступным. Вы слышали об этом примере, где, когда мы запустили наш самый первый курс - и это был MIT курс, повышенной сложности по электрическим цепям и электронике около полутора лет назад, 155 000 студентов из 162 стран зарегистрировалось на этот курс. И у нас не было маркетингового бюджета. 155 000 - огромная цифра. Это больше, чем общее количество выпускников MIT за его 150-летню историю. 7 200 студентов прошли этот курс, и это был нелёгкий курс. 7 200 - это тоже большая цифра. Если бы я преподавал в MIT по 2 семестра ежегодно, мне пришлось бы работать 40 лет, прежде чем я смог бы обучить такое количество студентов.

Такие большие цифры - только одна сторона дела. Сегодня я хочу обсудить другой аспект, другую сторону MOOC, рассмотреть иную перспективу. Мы пользуемся тем, что совершенствуем и узнаем в целом, применяя всё это в малом, в аудитории, создавая таким образом смешанную модель обучения.

Но прежде позвольте мне рассказать вам историю. Когда моей дочери исполнилось 13 лет, став подростком, она перестала говорить на английском, начав говорить на каком-то новом языке. Я называю это teen-lish. Это двоичный язык. В нем всего 2 звука: мычание и молчание. «Дорогая, иди обедать». «Хмм». «Ты слышала меня?» Молчание. (Смех) «Ты можешь меня послушать?» «Хмм». Итак, у нас, несомненно, были проблемы в общении и, фактически, мы не общались вовсе, пока однажды я не прозрел. Я послал ей сообщение. (Смех) И получил быстрый ответ. Я сказал себе, нет, должно быть, это была случайность. Должно быть, она подумала, что это был кто-то из её друзей. И я послал сообщение ещё раз. Бум, опять ответ. Класс! Итак, с тех пор наша жизнь изменилась. Я пишу сообщения, она отвечает. Это было просто супер. (Аплодисменты)

Да, это Поколение Y устроено по-другому. Я старше, и моя юношеская внешность, скорее всего, обманчива, я не принадлежу к этому поколению. И наши детишки действительно другие. Поколение Y ощущает себя абсолютно комфортно в онлайн технологиях. Итак, для чего мы сражаемся в аудиториях? Давайте не будем. Лучше заключить мир. И правда - мои большие пальцы слишком толстые, они не так уж хорошо печатают, но я готов поспорить, что в ходе эволюции наши детишки и их внуки уйдут не слишком далеко в вопросе «миниатюризации пальцев», чтобы печатать намного лучше, эволюция не станет сосредотачиваться на этом. Но что если мы встанем под знамёна технологии, примем естественные предпочтения поколения Y и действительно задумаемся о создании этих онлайн технологий, внедрим всё это в их жизни.

Вот что мы могли бы сделать. Вместо того чтобы отвозить их в классы, загоняя их туда в 8 утра - я ненавидел ходить на занятия к 8 утра, так почему мы заставляем нашу детвору делать это? - вместо всего этого лучше было бы дать им смотреть учебное видео и выполнять интерактивные упражнения в комфорте своих общежитских комнат или спален, столовой или в ванной комнате, в любом месте, где они более расположены к творчеству. Тогда они станут приходить в аудиторию для личного общения. Они смогут дискутировать между собой. Смогут сообща решать свои проблемы. Могут обратиться к профессору и получить от него ответы на вопросы.

Действительно, в edX, когда мы проводили наш первый курс по электрическим цепям и электронике по всему миру, это было самым неизведанным для нас. Два преподавателя старших классов из Sant High School в Монголии переключили свои аудитории на курс наших видео лекций и интерактивных упражнений, где ученики старших классов, 15-летние, заметьте, пойдут выполнять задания к себе домой и придут в класс, и, как вы можете видеть на этом изображении, они будут взаимодействовать друг с другом и делать некоторые лабораторные работы по физике. Мы обнаружили всё это лишь потому, что они написали об этом в своём блоге, на который мы наткнулись.

Мы также занимались и другими пилотными проектами. Так, например, мы создали экспериментальные смешанные курсы в содружестве с San Jose State University в Калифорнии, курс по электрическим цепям и электронике, опять-таки. Вы ещё услышите о нём. Этот курс стал чем-то вроде чашки Петри в обучении. И вот, преподаватели переключили аудиторию в смешанный онлайн-офлайн режим, и результаты были неровные. На эти результаты пока не стоит полагаться. Подождите, пока мы поэкспериментируем со всем этим ещё немного, однако первые результаты уже ошеломительны.

Итак, при традиционном обучении, от семестра к семестру, за несколько последних лет на этом курсе, повторяю, сложном курсе, отсев составлял около 40-41% каждый семестр. В смешанном же формате обучения за последний год процент отсева упал до 9%. Результаты могут быть просто чрезвычайно хорошими.

Перед тем, как в это углубиться, я бы хотел уделить немного времени обсуждению некоторых ключевых моментов. Что же они собой представляют, благодаря которым всё это работает?

Первое - активное обучение. Идея такова: вместо того, чтобы заставлять учащегося идти в аудиторию на лекцию, мы даём ему то, что является уроком по сути. Уроки - это чередующиеся последовательности видео и интерактивных упражнений. Студент сможет просмотреть пяти-, семиминутное видео и далее закрепить увиденное в интерактивном упражнении. Подумайте об этом как о предельной «сократизации» обучения. Ведь вы обучаете, задавая вопросы. И это одна из форм обучения, называемая активное обучение, идея, выдвинутая в опережающей своё время статье 1972 года, Крейком и Локхартом, в котором они говорят об установленной тесной связи обучения и закрепления полученных навыков с глубинными мыслительными процессами. Студенты учатся намного лучше, когда они взаимодействуют с материалом.

Второй ключевой момент - работа в собственном режиме. Когда я шёл в лекционный зал, и… если б вы были вроде меня - уже на пятой минуте я терял профессора из поля зрения. Я не был таким уж умником, я записывал, делая пометки, и, постепенно, терял нить лекции в продолжение оставшегося часа. Разве не здорово было бы вместо всего этого предложить в онлайн технологиях видео и диалоговые занятия студентам? Они могут нажать «паузу» Могут «отмотать» речь преподавателя назад. Они могут даже отключить ему звук… Итак, такой индивидуальный режим может быть очень полезным для обучения.

Третий момент - быстрая обратная связь. С её помощью компьютер оценивает упражнения. А как ещё можно обучать 150 000 студентов? Компьютер оценивает каждое из этих упражнений. Все мы представляли свои домашние задания и получали их оценку спустя две недели, успев уже напрочь забыть о них. По некоторым из тех, что я делал на последних курсах, я не получил их до сих пор. Иные - так и остаются не оценёнными. А с быстрой обратной связью у студентов появляется возможность поправлять ответы. В случае ошибки они тут же могут получать замечания, комментарии. Они могут пытаться ещё и ещё, и всё это становится ещё более привлекательным. Они получают эту обратную связь, а эта маленькая зелёная галочка здесь становится чем-то вроде культового символа edX. Обучающиеся рассказывают, что отправляются спать, с грёзами об этой заветной зелёной галочке.

В самом деле, один из наших учащихся, начавший курс по электрическим цепям в начале прошлого года, и затем добавивший к нему ещё один курс по программному обеспечению в Беркли в конце года, оставил такое высказывание в нашем дискуссионном клубе, когда он начал последний из них, об этом зелёном значке: «О! Как я соскучился по тебе». Когда в последний раз вы могли видеть студентов, оставляющих подобные комментарии по поводу домашнего задания?

Мой коллега Эд Бертшингер, возглавляющий кафедру физики в MIT, высказался по поводу обратной связи: Быстрая обратная связь превращает процесс преподавания в результат образования.

Следующий ключевой момент - геймификация. Всех учащихся привлекают интерактивные видео и тому подобное. Они будут сидеть и палить по кораблям пришельцев целыми днями, пока не попадут. Мы применили эти приёмы геймификации к обучению, и можем создать эти онлайн лаборатории. Как учить творчеству? Как учить дизайну? Мы можем сделать это с помощью онлайн лабораторий, используя мощь компьютеров, для их создания. Это небольшое видео показывает, что вы можете вовлечь студентов в то, что сродни конструированию в Лего. Здесь учащиеся строят электрическую цепь с такой же лёгкостью, как в Лего. И это также может оценить компьютер.

Пятый ключевой момент - взаимообучение. Здесь мы используем форумы, дискуссии, взаимообмены в духе Facebook, не как развлекательные, но как действительно способные помочь студентам учиться.

Позвольте рассказать одну историю. Когда мы делали наш курс по электрическим цепям для 155 000 студентов, я не спал 3 ночи, подготавливая запуск курса. Я сказал своим ассистентам: OK, мы намерены работать в режиме 24/7, без выходных, отслеживая форум, отвечая на вопросы. Им случалось прежде отвечать на вопросы 100 студентов. Но как вы это сделаете для 150 000? Однажды я сидел там в 2 часа ночи и видел, что есть вопрос от студента из Пакистана, он задал свой вопрос, я сказал «Хорошо, давай я напечатаю тебе ответ», я не так уж быстро это делаю. и начал печатать ответ, не успел я закончить, как вклинился другой студент из Египта с ответом на него, не совсем верным, я разбирался с ответом, и прежде чем я закончил, появился студент из США с другим ответом. И тогда я откинулся в кресле, зачарованный происходящим. Бум, бум, бум - студенты обсуждали, взаимодействуя друг с другом, и к четырём утра я пришёл в полный восторг, прозрев, наконец. К четырём утра они нашли верный ответ. Все что мне оставалось сделать - благословить: «Хороший ответ».

Это просто поразительно - студенты учатся друг у друга и показывают нам, что можно учиться, обучая. И это - не в будущем. Это происходит сегодня.

Мы применяем эти смешанные пилотные программы обучения в нескольких университетах и старших классах школ разных стран, от Сингхуа в Китае до Национального университета Монголии и Беркли в Калифорнии - по всему миру. И эти технологии действительно помогают, смешанные модели могут действительно помочь в корне реконструировать образование.

Это также может решить практическую задачу MOOC - бизнес аспект. Мы также можем предоставить лицензию на MOOC курсы другим университетам, и в этом основной источник дохода для MOOC, когда университеты приобретают такую лицензию (включая профессора), они могут использовать онлайн курсы как учебники нового поколения. Они могут пользоваться им в необходимом для них объёме, и он становится новым инструментом в арсенале преподавателя.

В заключение, я хочу, чтобы вы помечтали немного вместе со мной. Я бы хотел, чтобы мы все переосмыслили понятие образования. Нам нужно будет перейти из лекционных залов в электронное пространство. От книг к планшетам, как Аакаш планшет в Индии, или к крошечным одноплатным компьютерам стоимостью в 20 долларов. Аакаш стоит 40 долларов. Мы должны перейти от школьных зданий к цифровым общежитским комнатам.

По большому счёту, я думаю, нам всё же будет необходим один лекционный зал в наших университетах. Иначе, как ещё мы можем рассказать нашим внукам, что ваши дедушки и бабушки сидели в этих аудиториях стройными рядами, как стебли кукурузы, и слушали профессора до конца, затем обсуждали услышанное и вовсе не было никакой клавиши перемотки… Спасибо. (Аплодисменты) Спасибо. Спасибо. (Аплодисменты)

Translated by Elena Kolchugina
Источник: TED.