Web in Learning!

Веб-технологии и веб-сервисы в обучении. Обучение «в облаке»

Главные тренды корпоративного дистанционного обучения 2010-2013

В преддверии нового 2010 года эксперты сайта Smart education сформулировали 20 ключевых трендов развития индустрии e-learning в СНГ, которые были разбиты на 4 группы: социально демографические, правила игры, маркетинг, технологии.

Социально демографические тренды

К первой группе отнесены тренды, находящиеся на стыке обучения и информационных технологий. В известной мере эта группа будет определять стратегические аспекты развития электронного обучения в ближайшие годы.

Тренд №1. Смещение поколений.

Различным поколениям свойственно в значительной степени типичное отношение к информационным технологиям, в том числе и электронному обучению. Настоящий тренд определяет характер изменения отношения к дистанционному обучению.

Поколение 1945-64 (Baby boomers – поколение послевоенного бума рождаемости) вступило в контакт с технологией в зрелом возрасте, и они имеют некоторые трудности в ее использовании. Погружение такого работника в цифровую среду связано с продолжительным периодом обучения, болезненной адаптацией и сопротивлением.

Поколение X 1965-79 (Поколение цифровой адаптации). У этого поколения развитие информационных технологий совпало с подростковым возрастом. Освоение информационных технологий происходило в развлекательной форме (чаще всего видео-игры). Это поколение стремится использовать цифровые технологии с определенными функциональными ограничениями (например, только коммуникации и поиск информации). Погружение такого работника в цифровую среду связано с проблемами непродолжительного первичного обучения и адаптации.

Поколение Y 1980-2000 (Рожденные в цифре). Это поколение уже четко разделяет свою активность на офлайн и онлайн. Погружение в цифровую среду является естественным процессом, в большинстве случаев обучение технолоиям и адаптация происходят интуитивно.

Поколение V 2000 -… (Воплощенные в цифре, или цифровые Аватары). Предполагается, что общение, построение личных и профессиональных отношений у этого поколения будут реализовываться в основном посредством социальных сетей, виртуальных миров и онлайн-игровых платформ.

Безусловно, можно вносить поправки на уровень развития отдельных территорий, но в целом этот тренд характеризуется вытеснением поколений BB и X поколением Y со всеми вытекающими последствиями для применения цифровых технологий, и технологий дистанционного обучения в частности.

Тренд №2. Повышение мобильности знаний.

Какой % знаний необходимых для выполнения своей работы современный работник может удержать в голове? По мнению Роберта Келли (Carnegie-Mellon University) этот процент постоянно сокращается, и если в 1986 он составлял 75%, в 1997 уже 20-15%, то в 2008 это значение не превышало 8-10%. Очевидна тенденция к постоянному ускорению обновления оперативных знаний. Для современного сотрудника ключевыми теперь являются следующие вопросы: «Чего я не знаю? Как я смогу получить эти знания?». И чем быстрее сотрудник организации сможет найти ответы на эти вопросы, тем быстрее он начнет приносить необходимый результат в своей работе. В след за повышением мобильности знаний средства обучения и управления знаниями должны упрощать и сокращать период доступа к необходимым и обновленным знаниям.

Тренд №3. Рабочее место все больше погружается в цифровое пространство.

В рамках этого тренда необходимо отметить постоянное смещение коммуникаций и работы с информацией в цифровое пространство.

Тренд №4. Повышение мобильности человеческих ресурсов.

На сегодня, среднее время работы на одном месте (в одной организации) едва превышает 1,5 года. Это означает, что постоянно сокращаются временные рамки по адаптации и обучению работника. В этих условиях перспективный план сотрудника перестал превышать планку в три года. Основная нагрузка по обучению перекладывается со структур формального обучения на структуры неформального (социального обучения – взаимного обучения, обучения по требованию, систем обмена знаниями, самостоятельной работы с информацией).

Тренд №5. Популяризация/развитие коллаборативной культуры корпоративного обучения.

Повышение роли неформального обучения приводит к тому, что обучение персонала в организациях все больший акцент делает на обмен знаниями в процессе персонально взаимодействия между сотрудниками, и в процессе взаимодействия посредством корпоративных порталов/сайтов/профильных приложений.

Изменение правил игры

Вторая группа трендов определяет изменение правил игры на рынке дистанционного обучения.

Тренд №6. Государственное регулирование.

Как это часто бывает, технология должна достичь некоего критического уровня развития, чтобы ее начали упоминать в политической среде (и отмечать как канал влияния). Следующим логичным шагом является государственное регулирование практики применения новой технологии. Как правило, за попытками государственного регулирования следует государственное финансирование. (прим. Государственное финансирование, в свою очередь, является поводом для лоббирования локальных интересов.)

Новые законы будут способствовать прогрессу и развитию видеоконференцсвязи, как мощного инструмента дистанционного образования.

Тренд №7. Консолидация отрасли.

Рост числа вендоров, числа специалистов, числа государственных образовательных инициатив (подкрепленных финансированием) формирует естественную потребность в консолидации отрасли. Цель подобной консолидации заключается не просто в обмене опытом, а в формализации профессиональной планки индустрии и лоббировании интересов дистанционного обучения в государственных программах финансирования.

Косвенным признаком потребности в консолидации является активный рост числа e-learning специалистов вступающих в профессиональные сообщества, содействующие обмену знаниями и опытом. На момент написания обзора численность одного из наиболее крупных сообществ - E-learning PRO превысила 800 участников.

Маркетинг

К этой группе трендов относятся различные аспекты маркетинга рынка дистанционного обучения в СНГ.

Тренд № 8. Рынок дистанционного обучения в СНГ растет.

В качестве косвенных показателей, подтверждающих эту интенцию, можно упомянуть следующие:
  • рост числа участников профессиональных сообществ специалистов по дистанционному обучению;
  • рост количества сервисов, представляющих возможности аренды площадок для проведения вебинаров;
  • активизация практики использования вебинаров для клиентского обучения и продаж;
  • появление новых игроков на рынке дистанционного обучения в СНГ.
Что касается отраслевой принадлежности, то за последний год наблюдается активность государственного сектора.

ТОП 3 индустрий заказчиков 2008
  1. Банки
  2. Промышленность
  3. Академический сектор
ТОП 3 индустрий заказчиков 2010
  1. Банки
  2. Государственный сектор
  3. Промышленность
Тренд №10. Новые стратегии выхода на рынок.

Естественное развитие рынка приводит к новым, более узким формам позиционирования новых вендоров. Одной из наиболее эффективных стратегий для выхода на рынок новых игроков является профильное позиционирование в нишах тематического обучения и сертификации.

Примером подобного выхода на рынок является российская компания «Актив». В качестве профильной для позиционирования была избрана наиболее платежеспособная ниша сегмента рынка профессионального обучения и сертификации – бухгалтерский учет и финансовый менеджмент. До выхода на рынок дистанционного обучения компания уже имела развитую клиентскую базу и достаточный объем актуального учебного контента, и предоставление собственных услуг в формате дистанционно обучения являлось совершенно логичным шагом. Неожиданным явилось решение компании представить собственную коробочную версию LMS «A-learning», которую компания намерена продвигать как универсальное решение..

С другой стороны, наличие лояльной клиентской базы, необходимый объем разработанного учебного контента, и узкая специализация могут позволить компании значительно минимизировать расходы на подготовку и продвижение пакета готовых решений и добиться намеченных результатов.

В ближайшие годы следует ожидать активного роста числа подобных проектов.

Тренд №11. Активизация использования e-learning для обучения потенциальных и существующих клиентов.

Включение клиентского обучения в единую стратегию развития дистанционного обучения в компании предоставляет возможность быстрее распространить необходимый контент в среде потенциальных и существующих клиентов, и рассматривать e-learning как способ расширить рынок без существенных дополнительных затрат.

Тренд №12. Региональное развитие.

Региональные компании будут стремиться занимать местные рынки электронного учебного контента, объединяя его с пакетами услуг по офлайн обучению.

Тренд №13. Интернациональная экспансия.

Сразу два проекта определяют новую волну интервенции внешних вендоров на рынок дистанционно обучения в СНГ. Это компании ІСМ Украина (Нидерланды) и АРИМА! (Польша). Можно предположить, что оптимистичные оценки темпов роста рынка дистанционного обучения делают этот рынок привлекательным для внешних провайдеров и вендоров.

Тренд №14. Развитие новых сегментов услуг.

В настоящее время на рынке наблюдается формирование второй волны e-learning специалистов – это специалисты получившие (получающие) опыт работы в учебных центрах использующих e-learning. Этот сегмент еще нельзя назвать многочисленным, но у же достаточно заметным назвать его можно. Можно отметить возникновение третьей волны – это специалисты, рассчитывающие строить собственную карьеру в сфере дистанционного обучения, и нуждающиеся в соответствующем образовании.

И вторая, и третья волна формируют спрос на программы профессиональной подготовки и сертификации специалистов индустрии дистанционного обучения. В настоящее время только три компании предлагают собственные (авторские) тренинги по теме педагогического дизайна. В дальнейшем следует ожидать роста числа и ассортимента подобных программ.

Тренд №15. Развития форматов Saas.

Последние два года стали просто прорывными для концепций предоставления программного обеспечения в качестве сервиса (упрощенно, но не точно – Аренды). Доля решений на рынке e-learning в СНГ, предоставляемых с этой опцией уже приближается к 50%. Еще одним ресурсом для развития этого формата является введение почасовой оплаты.

Технологии

К этой группе трендов относятся предполагаемые направления развития технологий.

Тренд №16. Развитие возможностей для социального обучения.

Следует ожидать появления возможностей использовать внутренние и внешние социальные сети для инициирования и влияния на процессы неформального обучения.

Следует также ожидать усиления роли учебного контента, разработанного непосредственно пользователями (учащимися). Как следствие, появления инструментария для генерации (в том числе совместной, массовой) учебного контента пользователями.

Тренд №17. Развитие/интеграция функций управления талантами.

К этим функциям относится отбор, управление по компетенциям, планирование карьеры, и др.

Тренд №18. Консолидация сервисов в рамках единой платформы.

Компании склоняются к использованию единого решения для управления инициативами по обучению и развитию в организации. Этот тренд будет реализовываться в трех направлениях:
  • Предложение вендорами решений, способных реализовать единый портал, объединяющий весь функционал, связанный с обучением в одной платформе;
  • Предложение вендорами приложений, способных координировать работы тематических приложений (даже различных разработчиков), и выполняющих роль брокеров запросов;
  • Самый простой способ - обеспечение возможности миграции данных из внешних источников, в том числе и HRM приложений.
Тренд №19. Улучшение каналов связи.

Улучшение пропускной способности каналов связи позволит использовать более разнообразные формы представления контента. Одновременно следует ожидать продолжения роста числа домохозяйств и рабочих мест подключенных к сети.

Тренд №20. Онлайн игры как инструмент обучения.

Разговоры о государственной поддержке развития онлайн игр в рамках концепции развития индустрии дистанционного обучения в 2010 году актуализировали еще один тренд – использование онлайн игр в качестве инструмента дистанционного обучения.

Источник: оригинальная версия статьи.