По результатам исследования: "Global Publics Embrace Social Networking" Pew Research Center’s Global Attitudes Project.
Социальные сети
Социальные сети, являясь относительно молодой технологией, уже успели стать глобальным феноменом. Во всех регионах мира, в странах с самым разным уровнем экономического развития люди, заходя в Интернет, используют социальные сети. В особенности это касается молодежи.
Социальные сети распространяются по всему миру. В особенности они популярны на своей родине – согласно данным опросов, американцы чаще всех прочих пользуются социальными сетями, в частности Facebook и MySpace: 46% посещают эти сайты. 36% американцев пользуются интернетом, но при этом не посещают социальных сетей, и лишь 18% никогда не бывают онлайн.
Еще три страны почти сравнялись с США в использовании социальных сетей: в Польше и в Великобритании ими пользуется по 43% опрошенных, а в Южной Корее – 40%, при этом среди посетителей подобных сайтов 40% взрослых. В ряде стран около трети опрошенных пользуются социальными сетями – 36% во Франции, 34% в Испании, по 33% в России и в Бразилии.
Германцы и японцы пользуются социальными сетями сравнительно мало. 31% германцев посещает такие сайты, а 49%, хоть и бывает в сети хотя бы время от времени, ими не пользуется. В Японии социальными сетями пользуется 24%, а 44% имеет доступ к Интернет, но не посещает социальных сетей.
Исследование проводилось в марте-апреле 2010 года, и обнаружило, что сравнительно малая вовлеченность в социальные сети, свойственная менее развитым экономически странам, в основном объясняется тем, что население в массе не имеет доступа к сети, а не отсутствием интереса к социальным сетям. Если жители мало- и среднеразвитых стран имеют возможность пользоваться интернетом, они обычно участвуют и в социальных сетях.
Например, как в России, так и в Бразилии большинство респондентов просто не бывают онлайн, но среди тех, кто все же пользуется интернетом, социальные сети очень популярны. В обеих этих странах 33% указали, что используют социальные сети, и лишь 10%, обладая доступом к Интернет, этого не делают.
Такая же общая картина справедлива и для двух охваченных исследованием африканских стран – Кении и Нигерии: когда у людей есть возможность появляться онлайн, они обычно пользуются социальными сетями. Едва ли пятая часть кенийцев участвуют в социальных сетях (19%), 5% - имеют доступ в Интернет, но не пользуются ими. Для нигерийцев эти числа таковы: 17% посещает соответствующие сайты, 7%, бывая в сети, этого не делают.
Меньше всего среди 22 охваченных исследованием стран социальные сети распространенные в Индонезии (6%) и в Пакистане (3%). В обеих этих странах около 90% населения вообще не используют интернет.
Возрастные различия в использовании социальных сетей значительны
Во всех странах, охваченных исследованием, выявлены значительные возрастные различия в использовании социальных сетей – они особенно популярны среди людей младше 30 лет; в 12 из стран большинство представителей этой возрастной группы – пользователи социальных сетей. При этом лишь в 3 странах – Великобритании, Польше и США – большинство людей возрастом от 30 до 49 лет вовлечено в социальные сети, и нет ни одной страны, в которой хотя бы четверть 50-летних и старше являлась бы пользователями социальных сетей.
В 10 странах разрыв между пользователями социальных сетей возраста 18-29 лет и пользователями 50 лет и больше составляет 50%.
Самый разительный возрастной разрыв выявлен в Германии, где 86% людей младше 30 лет являются пользователями социальных сетей; при этом среди 30-49 -летних ими пользуются 36%, а среди 50-летних и старше – лишь 8%.
Хотя и верно, что молодежь пользуется интернетом чаще, это не единственная причина такого возрастного разрыва. Даже среди интернет-пользователей социальными сетями охотнее пользуются более молодые люди.
Гендерные различия в использовании социальных сетей
Гендерных различий по всем охваченным исследованием странам было выявлено мало. По большей части мужчины и женщины пользуются социальными сетями в равной степени.
Но есть и несколько исключений, включая Турцию, где социальными сетями пользуется около трети – 34% - мужчин, и лишь 19% женщин. Так же дело обстоит и в Японии: 30% мужчин указали, что посещают социальные сети, в сравнении с 19% женщин.
США – единственная страна, в которой женщины пользуются социальными сетями значительно чаще мужчин: 52% американских женщин и 41% мужчин. Это различие не относится к доступу к Интернет, так как почти одинаковый процент мужчин (17%) и женщин (18%) такого доступа не имеет.
Тренды технологий: мобильные телефоны и компьютеры
Вместе с тем, мировую популярность набирают и иные технологии. Число владельцев мобильных телефонов и компьютеров значительно выросло за последние годы, а в сравнении с 2002 годом этот рост выглядит поразительным.
Мобильные телефоны
Все больше людей по всему миру пользуется мобильными телефонами и компьютерами – куда больше, чем это было 3 года назад, и значительно больше, чем в 2002 году. За последние годы больше распространилось и использование сети Интернет; больше людей теперь сообщают, что хотя бы время от времени пользуются электронной почтой.
По данным из 16 стран, в которых наблюдаются эти тенденции, процентная доля людей – владельцев мобильных телефонов выросла с 2002 года на 36 пунктов. На данный момент медиана составляет 81%, в сравнении с 45% прошедшего десятилетия. В 2007 году среднее число владельцев мобильных телефонов по 16 странам составляло 70%.
Особенно значительно число обладателей мобильных телефонов выросло в России. Сейчас телефон есть у 9 из 10 россиян (82%), в то время как в 2002 году они были лишь у 8%, а уже к 2007 году – у двух третей населения (65%).
В Кении владельцев мобильных телефонов стало в 7 раз больше (9% в 2002 – 65% в 2010). Со времен 2002 года это число на 59 процентов возросло в Иордании, на 49% - в Аргентине, на 40% в Китае, и на 38% - в Индонезии.
Компьютеры
Значительно возросло также использование компьютеров, хотя и не столь быстрыми темпами. На сегодняшний день по 16 странам средний процент пользователей компьютеров, хотя бы нерегулярных, составляет 50% (39% в 2007 и 32% в 2002).
В России, где лишь 19% хотя бы иногда пользовались компьютером хотя бы иногда в 2002 году и 36% - в 2007, на данный момент является пользователями ПК почти половина – 47%. Также примерно двойной рост использования компьютеров отмечен еще в 4 странах на последние три года. Это Аргентина (35% в 2007 – 50% в 2010), Турция (29% - 42%), Китай (40%- 50%) и Кения (12% - 22%).
По мере того, как распространился доступ к компьютерам и мобильным телефонам, возросло и использование интернета и электронной почты. Сейчас среднее число пользователей Интернет по 18 странам составляет 45%, в сравнении с 35% по данным трехгодичной давности. Возросло среднее число хотя бы нерегулярных пользователей электронной почты, хотя и не так значительно: от 29% в 2007 году до 34% в 2010.
Как и с компьютерами и мобильными телефонами, использование Интернет значительнее всего возросло в России. Более 44% россиян сейчас хотя бы иногда пользуются интернетом – в 2007 году так отвечала лишь четверть. В трех из четырех охваченных исследованием европейски стран – Испании, Британии и Германии – большинство пользовалось интернетом и три года назад, но за это время число пользователей еще возросло. Например, сейчас в Испании пользователями Интернет являются около двух третьих респондентов (68%), а в 2007 году это число составляло 54%.
В 6 из 18 стран, где наблюдаются эти тренды, на 10% и более возросло число хотя бы нерегулярных пользователей электронной почты в сравнении с 2007 годом. Так, в Польше около половины – 51% - используют e-mail, в сравнении с третью – 34% - три года назад, а в России это число возросло вдвое, с 16% до 33%. Значительные изменения произошли в Испании (рост на 13%), Аргентине (13%), Британии и Турции – по 10%.
В то время, как почти по всему миру использование компьютеров, мобильных телефонов, электронной почты и Интернет возросло, в Ливане по сравнению с 2007 годом всеми этими технологиями стали пользоваться меньше. Лишь около половины респондентов использует компьютеры (52%) в сравнении с 61% в 2007 году, лишь около трети (35%) – электронную почту, в сравнении с 56% три года назад.
Среди образованной молодежи пользователей технологий больше
По всему миру применение всех этих технологий больше свойственно образованной молодежи. В частности, пользуются интернетом и владеют мобильными телефонами чаще всего люди младше 30, имеющие высшее образование. Значительные возрастные и образовательные различия также присущи пользователям компьютеров и электронной почты.
Например, в Польше интернетом хотя бы иногда пользуются 9 из 10 людей возрастом от 18 до 29 лет и лишь четверть пятидесятилетних и старше. В Китае эти числа составляют соответственно 83% и 16%.
То же касается и мобильных телефонов. Например, почти все поляки младше 50 лет владеют мобильным телефоном (96% людей 18-29 лет и 94% - 30-49 лет), но при этом лишь 53% пятидесятилетних и старше отмечают то же самое. Сходный разрыв в более чем 30% отмечается в Ливане, Мексике, Бразилии, Индии и Индонезии.
Возрастные разрывы в использовании интернета и мобильных телефонов существуют во всех 22 охваченных исследованием странах, независимо от их уровня экономического развития и технологической оснащенности.
Столь же выразительны различия в уровне образования пользователей. В Иордании 9 из 10 учившихся в колледже являются пользователями Интернет, а из не получивших высшего образования – лишь один из пяти. Также разрыв в образовательном уровне в более чем 50% существует в Египте, Кении, Бразилии, Турции и Мексике.
Аналогично, более образованные люди чаще владеют мобильными телефонами. Это особенно справедливо для Пакистана, где 77% людей с хотя бы неоконченным высшим образованием имеют мобильные телефоны – для сравнения, они есть только у 35% людей без высшего образования. В Мексике эти числа составляют соответственно 86% и 45%.
Гендерные различия незначительны
Гендерные различия в использовании технологий – компьютеров, мобильных телефонов и Интернет – довольно ограничены. Так, разрыв с переходом через десяток существует лишь в 6 из 22 охваченных исследованием стран; в этих случаях мужчины пользуются интернетом чаще женщин. В Японии семь из десяти (72%) мужчин и 57% женщин являются пользователями Интернет. А в Индии, где интернетом вообще пользуются мало, мужчины делают это вдвое чаще женщин (22% vs 11%). Различия с переходом через десяток также выявлены в Турции, Германии, Нигерии и Кении.
Но в большинстве охваченных исследованием стран не обнаружено значительных гендерных различий в использовании Интернет. Это справедливо для высокотехнологичных стран, например, США и Франции, равно как и для стран, где технологии применяются реже – Китая и Иордании.
Ограниченные гендерные различия касаются также использования мобильных телефонов. В целом, с переходом через десяток они характерны для 5 из 22 стран. Самый значительный разрыв в Пакистане, где мобильнее телефоны есть у большинства мужчин (52%) и лишь у четверти женщин (23%).
По материалам портала Smart education (перевод отчета "Global Publics Embrace Social Networking" Pew Research Center’s Global Attitudes Project).
Социальные сети
Социальные сети, являясь относительно молодой технологией, уже успели стать глобальным феноменом. Во всех регионах мира, в странах с самым разным уровнем экономического развития люди, заходя в Интернет, используют социальные сети. В особенности это касается молодежи.
Социальные сети распространяются по всему миру. В особенности они популярны на своей родине – согласно данным опросов, американцы чаще всех прочих пользуются социальными сетями, в частности Facebook и MySpace: 46% посещают эти сайты. 36% американцев пользуются интернетом, но при этом не посещают социальных сетей, и лишь 18% никогда не бывают онлайн.
Еще три страны почти сравнялись с США в использовании социальных сетей: в Польше и в Великобритании ими пользуется по 43% опрошенных, а в Южной Корее – 40%, при этом среди посетителей подобных сайтов 40% взрослых. В ряде стран около трети опрошенных пользуются социальными сетями – 36% во Франции, 34% в Испании, по 33% в России и в Бразилии.
Германцы и японцы пользуются социальными сетями сравнительно мало. 31% германцев посещает такие сайты, а 49%, хоть и бывает в сети хотя бы время от времени, ими не пользуется. В Японии социальными сетями пользуется 24%, а 44% имеет доступ к Интернет, но не посещает социальных сетей.
Исследование проводилось в марте-апреле 2010 года, и обнаружило, что сравнительно малая вовлеченность в социальные сети, свойственная менее развитым экономически странам, в основном объясняется тем, что население в массе не имеет доступа к сети, а не отсутствием интереса к социальным сетям. Если жители мало- и среднеразвитых стран имеют возможность пользоваться интернетом, они обычно участвуют и в социальных сетях.
Например, как в России, так и в Бразилии большинство респондентов просто не бывают онлайн, но среди тех, кто все же пользуется интернетом, социальные сети очень популярны. В обеих этих странах 33% указали, что используют социальные сети, и лишь 10%, обладая доступом к Интернет, этого не делают.
Такая же общая картина справедлива и для двух охваченных исследованием африканских стран – Кении и Нигерии: когда у людей есть возможность появляться онлайн, они обычно пользуются социальными сетями. Едва ли пятая часть кенийцев участвуют в социальных сетях (19%), 5% - имеют доступ в Интернет, но не пользуются ими. Для нигерийцев эти числа таковы: 17% посещает соответствующие сайты, 7%, бывая в сети, этого не делают.
Меньше всего среди 22 охваченных исследованием стран социальные сети распространенные в Индонезии (6%) и в Пакистане (3%). В обеих этих странах около 90% населения вообще не используют интернет.
Возрастные различия в использовании социальных сетей значительны
Во всех странах, охваченных исследованием, выявлены значительные возрастные различия в использовании социальных сетей – они особенно популярны среди людей младше 30 лет; в 12 из стран большинство представителей этой возрастной группы – пользователи социальных сетей. При этом лишь в 3 странах – Великобритании, Польше и США – большинство людей возрастом от 30 до 49 лет вовлечено в социальные сети, и нет ни одной страны, в которой хотя бы четверть 50-летних и старше являлась бы пользователями социальных сетей.
В 10 странах разрыв между пользователями социальных сетей возраста 18-29 лет и пользователями 50 лет и больше составляет 50%.
Самый разительный возрастной разрыв выявлен в Германии, где 86% людей младше 30 лет являются пользователями социальных сетей; при этом среди 30-49 -летних ими пользуются 36%, а среди 50-летних и старше – лишь 8%.
Хотя и верно, что молодежь пользуется интернетом чаще, это не единственная причина такого возрастного разрыва. Даже среди интернет-пользователей социальными сетями охотнее пользуются более молодые люди.
Гендерные различия в использовании социальных сетей
Гендерных различий по всем охваченным исследованием странам было выявлено мало. По большей части мужчины и женщины пользуются социальными сетями в равной степени.
Но есть и несколько исключений, включая Турцию, где социальными сетями пользуется около трети – 34% - мужчин, и лишь 19% женщин. Так же дело обстоит и в Японии: 30% мужчин указали, что посещают социальные сети, в сравнении с 19% женщин.
США – единственная страна, в которой женщины пользуются социальными сетями значительно чаще мужчин: 52% американских женщин и 41% мужчин. Это различие не относится к доступу к Интернет, так как почти одинаковый процент мужчин (17%) и женщин (18%) такого доступа не имеет.
Тренды технологий: мобильные телефоны и компьютеры
Вместе с тем, мировую популярность набирают и иные технологии. Число владельцев мобильных телефонов и компьютеров значительно выросло за последние годы, а в сравнении с 2002 годом этот рост выглядит поразительным.
Мобильные телефоны
Все больше людей по всему миру пользуется мобильными телефонами и компьютерами – куда больше, чем это было 3 года назад, и значительно больше, чем в 2002 году. За последние годы больше распространилось и использование сети Интернет; больше людей теперь сообщают, что хотя бы время от времени пользуются электронной почтой.
По данным из 16 стран, в которых наблюдаются эти тенденции, процентная доля людей – владельцев мобильных телефонов выросла с 2002 года на 36 пунктов. На данный момент медиана составляет 81%, в сравнении с 45% прошедшего десятилетия. В 2007 году среднее число владельцев мобильных телефонов по 16 странам составляло 70%.
Особенно значительно число обладателей мобильных телефонов выросло в России. Сейчас телефон есть у 9 из 10 россиян (82%), в то время как в 2002 году они были лишь у 8%, а уже к 2007 году – у двух третей населения (65%).
В Кении владельцев мобильных телефонов стало в 7 раз больше (9% в 2002 – 65% в 2010). Со времен 2002 года это число на 59 процентов возросло в Иордании, на 49% - в Аргентине, на 40% в Китае, и на 38% - в Индонезии.
Компьютеры
Значительно возросло также использование компьютеров, хотя и не столь быстрыми темпами. На сегодняшний день по 16 странам средний процент пользователей компьютеров, хотя бы нерегулярных, составляет 50% (39% в 2007 и 32% в 2002).
В России, где лишь 19% хотя бы иногда пользовались компьютером хотя бы иногда в 2002 году и 36% - в 2007, на данный момент является пользователями ПК почти половина – 47%. Также примерно двойной рост использования компьютеров отмечен еще в 4 странах на последние три года. Это Аргентина (35% в 2007 – 50% в 2010), Турция (29% - 42%), Китай (40%- 50%) и Кения (12% - 22%).
По мере того, как распространился доступ к компьютерам и мобильным телефонам, возросло и использование интернета и электронной почты. Сейчас среднее число пользователей Интернет по 18 странам составляет 45%, в сравнении с 35% по данным трехгодичной давности. Возросло среднее число хотя бы нерегулярных пользователей электронной почты, хотя и не так значительно: от 29% в 2007 году до 34% в 2010.
Как и с компьютерами и мобильными телефонами, использование Интернет значительнее всего возросло в России. Более 44% россиян сейчас хотя бы иногда пользуются интернетом – в 2007 году так отвечала лишь четверть. В трех из четырех охваченных исследованием европейски стран – Испании, Британии и Германии – большинство пользовалось интернетом и три года назад, но за это время число пользователей еще возросло. Например, сейчас в Испании пользователями Интернет являются около двух третьих респондентов (68%), а в 2007 году это число составляло 54%.
В 6 из 18 стран, где наблюдаются эти тренды, на 10% и более возросло число хотя бы нерегулярных пользователей электронной почты в сравнении с 2007 годом. Так, в Польше около половины – 51% - используют e-mail, в сравнении с третью – 34% - три года назад, а в России это число возросло вдвое, с 16% до 33%. Значительные изменения произошли в Испании (рост на 13%), Аргентине (13%), Британии и Турции – по 10%.
В то время, как почти по всему миру использование компьютеров, мобильных телефонов, электронной почты и Интернет возросло, в Ливане по сравнению с 2007 годом всеми этими технологиями стали пользоваться меньше. Лишь около половины респондентов использует компьютеры (52%) в сравнении с 61% в 2007 году, лишь около трети (35%) – электронную почту, в сравнении с 56% три года назад.
Среди образованной молодежи пользователей технологий больше
По всему миру применение всех этих технологий больше свойственно образованной молодежи. В частности, пользуются интернетом и владеют мобильными телефонами чаще всего люди младше 30, имеющие высшее образование. Значительные возрастные и образовательные различия также присущи пользователям компьютеров и электронной почты.
Например, в Польше интернетом хотя бы иногда пользуются 9 из 10 людей возрастом от 18 до 29 лет и лишь четверть пятидесятилетних и старше. В Китае эти числа составляют соответственно 83% и 16%.
То же касается и мобильных телефонов. Например, почти все поляки младше 50 лет владеют мобильным телефоном (96% людей 18-29 лет и 94% - 30-49 лет), но при этом лишь 53% пятидесятилетних и старше отмечают то же самое. Сходный разрыв в более чем 30% отмечается в Ливане, Мексике, Бразилии, Индии и Индонезии.
Возрастные разрывы в использовании интернета и мобильных телефонов существуют во всех 22 охваченных исследованием странах, независимо от их уровня экономического развития и технологической оснащенности.
Столь же выразительны различия в уровне образования пользователей. В Иордании 9 из 10 учившихся в колледже являются пользователями Интернет, а из не получивших высшего образования – лишь один из пяти. Также разрыв в образовательном уровне в более чем 50% существует в Египте, Кении, Бразилии, Турции и Мексике.
Аналогично, более образованные люди чаще владеют мобильными телефонами. Это особенно справедливо для Пакистана, где 77% людей с хотя бы неоконченным высшим образованием имеют мобильные телефоны – для сравнения, они есть только у 35% людей без высшего образования. В Мексике эти числа составляют соответственно 86% и 45%.
Гендерные различия незначительны
Гендерные различия в использовании технологий – компьютеров, мобильных телефонов и Интернет – довольно ограничены. Так, разрыв с переходом через десяток существует лишь в 6 из 22 охваченных исследованием стран; в этих случаях мужчины пользуются интернетом чаще женщин. В Японии семь из десяти (72%) мужчин и 57% женщин являются пользователями Интернет. А в Индии, где интернетом вообще пользуются мало, мужчины делают это вдвое чаще женщин (22% vs 11%). Различия с переходом через десяток также выявлены в Турции, Германии, Нигерии и Кении.
Но в большинстве охваченных исследованием стран не обнаружено значительных гендерных различий в использовании Интернет. Это справедливо для высокотехнологичных стран, например, США и Франции, равно как и для стран, где технологии применяются реже – Китая и Иордании.
Ограниченные гендерные различия касаются также использования мобильных телефонов. В целом, с переходом через десяток они характерны для 5 из 22 стран. Самый значительный разрыв в Пакистане, где мобильнее телефоны есть у большинства мужчин (52%) и лишь у четверти женщин (23%).
По материалам портала Smart education (перевод отчета "Global Publics Embrace Social Networking" Pew Research Center’s Global Attitudes Project).