Web in Learning!

Веб-технологии и веб-сервисы в обучении. Обучение «в облаке»

Социальные сети, мобильные телефоны и компьютеры: темпы распространения web-технологий

По результатам исследования: "Global Publics Embrace Social Networking" Pew Research Center’s Global Attitudes Project.

Социальные сети

Социальные сети, являясь относительно молодой технологией, уже успели стать глобальным феноменом. Во всех регионах мира, в странах с самым разным уровнем экономического развития люди, заходя в Интернет, используют социальные сети. В особенности это касается молодежи.



Социальные сети распространяются по всему миру. В особенности они популярны на своей родине – согласно данным опросов, американцы чаще всех прочих пользуются социальными сетями, в частности Facebook и MySpace: 46% посещают эти сайты. 36% американцев пользуются интернетом, но при этом не посещают социальных сетей, и лишь 18% никогда не бывают онлайн.

Еще три страны почти сравнялись с США в использовании социальных сетей: в Польше и в Великобритании ими пользуется по 43% опрошенных, а в Южной Корее – 40%, при этом среди посетителей подобных сайтов 40% взрослых. В ряде стран около трети опрошенных пользуются социальными сетями – 36% во Франции, 34% в Испании, по 33% в России и в Бразилии.

Германцы и японцы пользуются социальными сетями сравнительно мало. 31% германцев посещает такие сайты, а 49%, хоть и бывает в сети хотя бы время от времени, ими не пользуется. В Японии социальными сетями пользуется 24%, а 44% имеет доступ к Интернет, но не посещает социальных сетей.

Исследование проводилось в марте-апреле 2010 года, и обнаружило, что сравнительно малая вовлеченность в социальные сети, свойственная менее развитым экономически странам, в основном объясняется тем, что население в массе не имеет доступа к сети, а не отсутствием интереса к социальным сетям. Если жители мало- и среднеразвитых стран имеют возможность пользоваться интернетом, они обычно участвуют и в социальных сетях.

Например, как в России, так и в Бразилии большинство респондентов просто не бывают онлайн, но среди тех, кто все же пользуется интернетом, социальные сети очень популярны. В обеих этих странах 33% указали, что используют социальные сети, и лишь 10%, обладая доступом к Интернет, этого не делают.

Такая же общая картина справедлива и для двух охваченных исследованием африканских стран – Кении и Нигерии: когда у людей есть возможность появляться онлайн, они обычно пользуются социальными сетями. Едва ли пятая часть кенийцев участвуют в социальных сетях (19%), 5% - имеют доступ в Интернет, но не пользуются ими. Для нигерийцев эти числа таковы: 17% посещает соответствующие сайты, 7%, бывая в сети, этого не делают.

Меньше всего среди 22 охваченных исследованием стран социальные сети распространенные в Индонезии (6%) и в Пакистане (3%). В обеих этих странах около 90% населения вообще не используют интернет.

Возрастные различия в использовании социальных сетей значительны

Во всех странах, охваченных исследованием, выявлены значительные возрастные различия в использовании социальных сетей – они особенно популярны среди людей младше 30 лет; в 12 из стран большинство представителей этой возрастной группы – пользователи социальных сетей. При этом лишь в 3 странах – Великобритании, Польше и США – большинство людей возрастом от 30 до 49 лет вовлечено в социальные сети, и нет ни одной страны, в которой хотя бы четверть 50-летних и старше являлась бы пользователями социальных сетей.

В 10 странах разрыв между пользователями социальных сетей возраста 18-29 лет и пользователями 50 лет и больше составляет 50%.

Самый разительный возрастной разрыв выявлен в Германии, где 86% людей младше 30 лет являются пользователями социальных сетей; при этом среди 30-49 -летних ими пользуются 36%, а среди 50-летних и старше – лишь 8%.

Хотя и верно, что молодежь пользуется интернетом чаще, это не единственная причина такого возрастного разрыва. Даже среди интернет-пользователей социальными сетями охотнее пользуются более молодые люди.



Гендерные различия в использовании социальных сетей

Гендерных различий по всем охваченным исследованием странам было выявлено мало. По большей части мужчины и женщины пользуются социальными сетями в равной степени.

Но есть и несколько исключений, включая Турцию, где социальными сетями пользуется около трети – 34% - мужчин, и лишь 19% женщин. Так же дело обстоит и в Японии: 30% мужчин указали, что посещают социальные сети, в сравнении с 19% женщин.

США – единственная страна, в которой женщины пользуются социальными сетями значительно чаще мужчин: 52% американских женщин и 41% мужчин. Это различие не относится к доступу к Интернет, так как почти одинаковый процент мужчин (17%) и женщин (18%) такого доступа не имеет.

Тренды технологий: мобильные телефоны и компьютеры

Вместе с тем, мировую популярность набирают и иные технологии. Число владельцев мобильных телефонов и компьютеров значительно выросло за последние годы, а в сравнении с 2002 годом этот рост выглядит поразительным.

Мобильные телефоны

Все больше людей по всему миру пользуется мобильными телефонами и компьютерами – куда больше, чем это было 3 года назад, и значительно больше, чем в 2002 году. За последние годы больше распространилось и использование сети Интернет; больше людей теперь сообщают, что хотя бы время от времени пользуются электронной почтой.

По данным из 16 стран, в которых наблюдаются эти тенденции, процентная доля людей – владельцев мобильных телефонов выросла с 2002 года на 36 пунктов. На данный момент медиана составляет 81%, в сравнении с 45% прошедшего десятилетия. В 2007 году среднее число владельцев мобильных телефонов по 16 странам составляло 70%.



Особенно значительно число обладателей мобильных телефонов выросло в России. Сейчас телефон есть у 9 из 10 россиян (82%), в то время как в 2002 году они были лишь у 8%, а уже к 2007 году – у двух третей населения (65%).

В Кении владельцев мобильных телефонов стало в 7 раз больше (9% в 2002 – 65% в 2010). Со времен 2002 года это число на 59 процентов возросло в Иордании, на 49% - в Аргентине, на 40% в Китае, и на 38% - в Индонезии.

Компьютеры

Значительно возросло также использование компьютеров, хотя и не столь быстрыми темпами. На сегодняшний день по 16 странам средний процент пользователей компьютеров, хотя бы нерегулярных, составляет 50% (39% в 2007 и 32% в 2002).

В России, где лишь 19% хотя бы иногда пользовались компьютером хотя бы иногда в 2002 году и 36% - в 2007, на данный момент является пользователями ПК почти половина – 47%. Также примерно двойной рост использования компьютеров отмечен еще в 4 странах на последние три года. Это Аргентина (35% в 2007 – 50% в 2010), Турция (29% - 42%), Китай (40%- 50%) и Кения (12% - 22%).

По мере того, как распространился доступ к компьютерам и мобильным телефонам, возросло и использование интернета и электронной почты. Сейчас среднее число пользователей Интернет по 18 странам составляет 45%, в сравнении с 35% по данным трехгодичной давности. Возросло среднее число хотя бы нерегулярных пользователей электронной почты, хотя и не так значительно: от 29% в 2007 году до 34% в 2010.

Как и с компьютерами и мобильными телефонами, использование Интернет значительнее всего возросло в России. Более 44% россиян сейчас хотя бы иногда пользуются интернетом – в 2007 году так отвечала лишь четверть. В трех из четырех охваченных исследованием европейски стран – Испании, Британии и Германии – большинство пользовалось интернетом и три года назад, но за это время число пользователей еще возросло. Например, сейчас в Испании пользователями Интернет являются около двух третьих респондентов (68%), а в 2007 году это число составляло 54%.

В 6 из 18 стран, где наблюдаются эти тренды, на 10% и более возросло число хотя бы нерегулярных пользователей электронной почты в сравнении с 2007 годом. Так, в Польше около половины – 51% - используют e-mail, в сравнении с третью – 34% - три года назад, а в России это число возросло вдвое, с 16% до 33%. Значительные изменения произошли в Испании (рост на 13%), Аргентине (13%), Британии и Турции – по 10%.

В то время, как почти по всему миру использование компьютеров, мобильных телефонов, электронной почты и Интернет возросло, в Ливане по сравнению с 2007 годом всеми этими технологиями стали пользоваться меньше. Лишь около половины респондентов использует компьютеры (52%) в сравнении с 61% в 2007 году, лишь около трети (35%) – электронную почту, в сравнении с 56% три года назад.

Среди образованной молодежи пользователей технологий больше

По всему миру применение всех этих технологий больше свойственно образованной молодежи. В частности, пользуются интернетом и владеют мобильными телефонами чаще всего люди младше 30, имеющие высшее образование. Значительные возрастные и образовательные различия также присущи пользователям компьютеров и электронной почты.



Например, в Польше интернетом хотя бы иногда пользуются 9 из 10 людей возрастом от 18 до 29 лет и лишь четверть пятидесятилетних и старше. В Китае эти числа составляют соответственно 83% и 16%.

То же касается и мобильных телефонов. Например, почти все поляки младше 50 лет владеют мобильным телефоном (96% людей 18-29 лет и 94% - 30-49 лет), но при этом лишь 53% пятидесятилетних и старше отмечают то же самое. Сходный разрыв в более чем 30% отмечается в Ливане, Мексике, Бразилии, Индии и Индонезии.

Возрастные разрывы в использовании интернета и мобильных телефонов существуют во всех 22 охваченных исследованием странах, независимо от их уровня экономического развития и технологической оснащенности.

Столь же выразительны различия в уровне образования пользователей. В Иордании 9 из 10 учившихся в колледже являются пользователями Интернет, а из не получивших высшего образования – лишь один из пяти. Также разрыв в образовательном уровне в более чем 50% существует в Египте, Кении, Бразилии, Турции и Мексике.

Аналогично, более образованные люди чаще владеют мобильными телефонами. Это особенно справедливо для Пакистана, где 77% людей с хотя бы неоконченным высшим образованием имеют мобильные телефоны – для сравнения, они есть только у 35% людей без высшего образования. В Мексике эти числа составляют соответственно 86% и 45%.

Гендерные различия незначительны

Гендерные различия в использовании технологий – компьютеров, мобильных телефонов и Интернет – довольно ограничены. Так, разрыв с переходом через десяток существует лишь в 6 из 22 охваченных исследованием стран; в этих случаях мужчины пользуются интернетом чаще женщин. В Японии семь из десяти (72%) мужчин и 57% женщин являются пользователями Интернет. А в Индии, где интернетом вообще пользуются мало, мужчины делают это вдвое чаще женщин (22% vs 11%). Различия с переходом через десяток также выявлены в Турции, Германии, Нигерии и Кении.



Но в большинстве охваченных исследованием стран не обнаружено значительных гендерных различий в использовании Интернет. Это справедливо для высокотехнологичных стран, например, США и Франции, равно как и для стран, где технологии применяются реже – Китая и Иордании.

Ограниченные гендерные различия касаются также использования мобильных телефонов. В целом, с переходом через десяток они характерны для 5 из 22 стран. Самый значительный разрыв в Пакистане, где мобильнее телефоны есть у большинства мужчин (52%) и лишь у четверти женщин (23%).

По материалам портала Smart education (перевод отчета "Global Publics Embrace Social Networking" Pew Research Center’s Global Attitudes Project).