Web in Learning!

Веб-технологии и веб-сервисы в обучении. Обучение «в облаке»

Математика, любовь, дистанционное и компьютерное обучение

Интересные эксперименты позволяет проводить веб-сервис Google Labs: Books Ngram Viewer.

Идея сервиса состоит в том, что он позволяет выполнять поиск вхождений заданного термина в доступных ему книжных текстах за заданный промежуток времени. Результаты поиска выдаются в виде графика, который показывает, как изменялась относительная частота вхождения слова со временем.

Желание немедленно испытать возможности сервиса побудило меня провести небольшой "шуточный" эксперимент, результаты которого, я надеюсь, кого-нибудь заинтересуют.

Первое, что пришло мне в голову - сравнить динамику использования двух слов "математика" и "любовь". Результаты этого эксперимента оказались довольно любопытными:


Судя по результатам поиска, слово "любовь" впервые упоминается в русскоязычной литературе после 1700 года. И его популярность неуклонно возрастает до начала 1800-х годов. За 100 с небольшим лет, примерно с 1710 по 1810 год относительная частота вхождения слова "любовь" увеличилась с 0,002% до 0, 02%, т.е. около 10 раз:


Достигнув максимума в 1810-м  слово "любовь" постепенно и неуклонно теряет свою популярность в книжных текстах. Каждое следующее столетие относительная частота его использования снижается примерно в 2 раза:


Если динамика сохранится, то примерно через 300 лет слово "любовь" практически исчезнет из литературного языка.

В то же время, слово "математика", первое упоминание которого в литературе датируется примерно 1740 годом, неуклонно набирает популярность - за время, прошедшее от начала отсчета в 1750 году по 2008 год (конец наблюдаемых данных), т.е. примерно за 250 с небольшим лет, относительная частота использования слова "математика" возросла с 0,00005% до 0,00055%, т.е. около 11 раз:


Следует, однако, отметить, что к 2008 году относительная частота слова "математика" достигла значения 0,00055%, что почти в 4 раза меньше, чем аналогичный показатель для слова "любовь" в 1710 году, равный тогда 0,002%.

Если же сравнить соотношение этих показателей в 2008 году, то оно по-прежнему составит примерно 1:10 в пользу "любви":



Аналогичным образом можно оценить популярность словосочетаний "компьютерное обучение" и "дистанционное обучение":


При ближайшем рассмотрении видно, что "компьютерное обучение" впервые упоминается в литературе в 1968-м году, затем в 1975-м и 1976-м. Наконец, начиная с 1982-го года "компьютерное обучение" уже постоянно присутствует в литературе, и начинает набирать популярность:


"Дистанционное обучение" появляется в книжных текстах в 1979-м году. Затем исчезает на 6 лет, и вновь появляется в 1985-м. Затем в 1992-м, 1994-м. И окончательно утверждается в литературном лексиконе с 1996-го года:


В 1996 году популярность "дистанционного обучения" впервые превысила популярность  "компьютерного обучения".

Абсолютный максимум относительной частоты вхождения термина "дистанционное обучение" в русскоязычные книжные тексты приходится на 2002 год (примерно 0,00003%). После этого момента относительная частота вхождения "дистанционного обучения" постепенно снижается, достигнув к 2008 году уровня 11-летней давности (0,000004%).

В 2008 году использование термина "компьютерное обучение" практически сошло на нет:



Однако, даже на пике популярности термина "дистанционное обучение" в 2002-м году, его относительная частота гораздо меньше (примерно в 25 раз), чем относительная частота слова "математика" (а тем более - слов "любовь"):